Несколько детей в семье – тихо не бывает. Главное, чтобы они умели жить мирно, любили и заботились друг о друге. Конечно, конфликты детей в семье – вещь неизбежная. Мамина задача – создать атмосферу теплых отношений между братьями и сестрами. Помогут несколько советов опытных многодетных родителей.
- Научить детей проявлять заботу друг к другу. Пусть один попробует утешить второго, когда он чем-то расстроен или дети поссорились.
- Учить детей совместной деятельности, игре, взаимопомощи.
- Ценить индивидуальность каждого из детей по отдельности, подчеркивать особое место, которое каждый занимает в семье.
- Не сравнивать братьев и сестер между собой, чтобы не спровоцировать конкуренцию. Правильнее оценить достижения конкретного ребенка в соотношении с его прошлым.
- Избегать навешивания ярлыков или фиксированных ролей между детьми. Если постоянно называть ребенка «наш спортсмен» или что-нибудь вроде того, для остальных детей эта область обесценится. А самому ребенку будет гораздо труднее сменить интересы, когда он этого захочет.
- Пытаться выделять отдельное время на каждого ребенка – наедине, без всех остальных.
- Хотя бы иногда первым уделять внимание старшему, даже если в семье новорожденный.
- Не блокировать конфликтные ситуации, а учить правильному взаимодействию. Дать разрешение на негативные переживания, обучать выражению эмоций в приемлемой и безопасной форме.
- Не торопиться стать в роли судьи в детских конфликтах. Обе стороны могут высказать свои злость, обиду родителям. Они имеют право на отрицательные переживания. Но когда это будет оговорено, эмоциональный накал уменьшится сам собой.
- Проговаривать вместе с детьми те чувства, которые они испытывают в конфликтной ситуации, особенно если они сами не всегда могут их озвучить.
- Если у детей случился конфликт, не вставать ни на чью сторону. Потому что инициатор конфликта, проявивший агрессию, сам переживают фрустрацию от того, что не может поступить по-своему.
- Вспоминать вместе хорошие моменты, когда один из детей проявил заботу к другому, оказал помощь, развеселил, сказал что-то приятное. Подчеркнуть, что они друг друга любят, поэтому так делают.
- Почаще повторять, что дороже семьи ничего нет, а братья и сестры всегда будут вместе, даже если сейчас ссорятся.
- Помнить, что старший ребенок – это тоже ребенок. С него нельзя требовать, как со взрослого. Ему тоже нужны родительские внимание и забота.
- Не навешивать на старшего обязанности по уходу за младшим, если он сам этого не хочет. Даже если он делает это с радостью, он всегда имеет право передумать и прекратить вам помогать.
- Учить детей выстраиванию отношений с учетом возрастных возможностей. Нельзя ограничивать физический контакт из страха, что с младенцем что-то случится. Нужно учить делать это осторожно, а затем подключить следующий уровень: улыбки, ласковые слова, доступные игры.
- До рождения второго ребенка объяснить старшему как можно более реалистично то, что его ждет. Что малыш не будет сразу с ним играть, будет много спать, есть, лежать у мамы на руках. И только потом подрастет и станет товарищем для игр.
- Играть с малышом и старшим ребенком, как будто младенец уже сам говорит, бегать в догонялки, а мама озвучивает кроху «кукольным голосом».
- Учить старшего заботится о младшем, помогать, например, управлять его руками. Поощрять контакты, не разрушить искренний интерес излишней строгостью или резким словом.
- Не разлучать детей. Самое худшее – отдать старшего бабушке или няне, чтобы он почувствовал себя брошенным и ненужным. Наоборот, им надо чаще бывать вместе, чтобы научиться выстраиваю отношений, заложить эмоциональную связь.
- Укладывать спать рядом друг с другом, можно даже организовать совместный сон, если они сами не возражают.
- Дать старшему поиграть в лялю, побыть в роли младшего. Покачать на ручках, покормить с ложечки, завернуть в пеленочку.
- Подарить старшему свою собственную лялю – куклу, которую он может кормить, пеленать, катать в коляске и укачивать, как мама. Можно даже пожертвовать малышовые аксессуары: пустышку, памперс, смастерить игрушечный слинг.
- Организовать совместное купание, лежание и сидение на коленях у мамы. Если хватит сил, то носить обоих сразу на руках.
- Смотреть детские фотографии и видео, подчеркивать, как они похожи, но и чем отличаются.
- Обеспечить каждому ребенку его личные вещи, которые нельзя брать без разрешения даже малышу.
- Принимать в расчет интересы каждого из детей, чтобы дочка могла заниматься танцами, а сын – борьбой, если они этого захотят.
- Отправляться в поездки и походы всей семьей, без друзей-товарищей, без посторонних.
- Покупать похожую одежду, близкого цвета. Или даже одинаковые вещи (шапки, шарфы, рукавицы, сумки)
- Привлекать одного ребенка к выбору подарка для другого. Обсуждать, что он любит, чем увлекается.
- Вместе восхищаться достижения второго ребенка: «Какой же он молодец, как тебе повезло, что у тебя такая добрая/умная/заботливая сестра (или брат)».
- Называть детей в присутствии друг друга «наша Олечка, наш Ванечка».
- Научить старшего ребенка, как он может отвлечь маленького, чтобы он ему не испортил игру. Какую игрушку дать, как обучить совместной игре, чтобы всем было интересно.читайте также, как