Гиперактивный ребенок: что делать родителям. Советы психолога

Глядя на своего ребенка, вы невольно сравниваете его с тем самым зайцем – «энерджайзером» из рекламы батареек? Значит, вы – мама гиперактивного ребенка.

Гиперактивный ребенок – ни диагноз, ни приговор, всего лишь состояние чрезмерной активности, эмоционального перевозбуждения, которое не требует никакого лечения и медицинского вмешательства.

Это состояние свойственно слишком эмоциональным детям со слабой нервной системой.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям. Советы психолога
Гиперактивный ребенок: что делать родителям. Советы психолога

Психолого – педагогическая характеристика гиперактивного ребенка

  • Он не способен подолгу акцентировать внимание на чем-то конкретном
  • Он неусидчив, постоянно переключается между занятиями, играми
  • В разговоре с ребенком может сложиться впечатление, что он вас не слышит, не желает слышать
  • Его легко отвлечь от занятия даже легким посторонним шумом, ему свойственна отвлекаемость
  • Он постоянно в движении, часто меняет месторасположение, много бегает, прыгает, не уставая при этом
  • Ему чуждо спокойное, размеренное времяпрепровождение, его не заставить подолгу читать книгу или рисовать
  • Выкрики, громкие звуки где бы то ни было, нетерпимость очередей и томительных ожиданий
  • Беспокойный сон

Вышеперечисленная характеристика гиперактивного ребенка отнюдь не исчерпывающая, все сугубо индивидуально в случае с каждым конкретным ребенком.

Работа с гиперактивными детьми в детском саду

Гиперактивность у детей начинает проявляться к 2 – 3 годам, именно в этом возрасте важно социализировать такого ребенка, например, оформить его в детский сад или водить на занятия в частные центры детского дополнительного образования.

В каждой группе детского сада всегда есть 1 – 2 гиперактивных ребят, за которыми должен осуществляться особый присмотр, такие детки не должны ощущать на себе недостаток внимания со стороны взрослых.

Работа с такими детьми в детском саду ведется группой педагогов: воспитателем, логопедом, психологом. Гиперактивный ребенок нуждается в постоянном контроле и координации деятельности, он импульсивен, чрезмерно активен, зачастую может быть инициатором агрессии, стычек с другими детьми.

Для гиперактивного малыша очень важен психологический климат, как в семье, так и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду.

По отношению к ребенку не должно применяться никакой физической силы, каким бы плохим не был его проступок или оплошность.

Гиперактивный ребенок в течение дня должен максимально растратить свой энергетический потенциал, поэтому нельзя наказывать ребенка ограничением двигательной активности, все равно, вытерпев наказание он продолжит активно выплескивать энергию, возможно, даже с большей силой из – за перевозбуждения.

Для гиперактивного малыша в детском саду должен быть особый, щадящий режим дня.

Возможно, такого ребенка придется раньше забирать из садика, но лучше будет сократить его будни, добавив лишний выходной в домашней обстановке в окружении семьи.

Работа с гиперактивными детьми в начальной школе

Работа с гиперактивными детьми в начальной школе продолжается классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, а также школьным психологом.

В начальной школе, получая азы письма, чтения и счета, важно привить  ребенку усидчивость, развить в нем терпимость, сдержанность, отточить выдержку.

Все это поможет ребенку не только социализироваться в коллективе, но и получить фундаментальные знания, основы его будущего кругозора, интеллектуального потенциала.

Классный руководитель, воспитатели группы продленного дня являются квалифицированными специалистами, оказывают колоссальную помощь в воспитании гиперактивного ребенка, но они не волшебники.

В первую очередь сами родители заинтересованы в том, чтобы помочь  ребенку справиться с эмоциональными всплесками, возможными вспышками агрессии, гипервозбуждения, привить моральную стойкость, выдержку.

Для этого важно постоянно одаривать вниманием гиперактивного ребенка, находить ему увлекательные занятия, развивать таланты, способности, помочь выбрать хобби, чтобы заполнить его свободное время.

Советы родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка

  • Оградите ребенка от излишней психологической нагрузки, агрессии, насилия в любом их проявлении. Окружите его теплой, уютной, спокойной атмосферой.
  • Не ограничивайте двигательную активность ребенка, тем более под видом наказания. Так вы не только не проучите его за проступок, но и спровоцируете новую вспышку агрессии.
  • Увлекайте, придумывайте, изощряйтесь в способах отвлечь ребенка от беготни и шалостей, старайтесь направить его колоссальную энергию в благое русло. Существует множество специальных игр, упражнений, разработанных компетентными психологами, специально для гиперактивных деток.
  • Работа с гиперактивными детьми – тяжелый, кропотливый труд. Наберитесь терпения, ведь именно вы, родители, показываете первоочередной пример поведения, являетесь объектами для подражания детям. Демонстрируйте свои лучшие качества, избегайте конфликтов, резких фраз, громких тонов речи как в общении с самим ребенком, так и в общении друг с другом.
  • Еще одна сложность для родителей – как уложить гиперактивного ребенка спать. Сначала искупайте ребенка, позвольте ему побарахтаться в теплой воде, можете добавить в ванную несколько капель эфирного лавандового масла, оно расслабит ребенка, настроит на сон.

Сделайте ребенку массаж, рассказывая при этом сказку полушепотом. Не заставляйте ребенка ложиться спать насильно, так вы только спровоцируете его на негативные эмоции, что помешает ему уснуть.

Гиперактивный ребенок – не приговор, это прекрасные, активные человечки, которых нужно тщательнее оберегать, уделять им большее количество времени и не позволять чувствовать себя одинокими. Эту энергию можно и нужно направлять в благое русло для его благополучия и собственного спокойствия.

Оставьте комментарий

avatar
  Подписывайся  
Уведомлять